СОН. Готическое знамение
Посвящается львовскому привокзальному,
для многих безымянному костёлу,
который в годы 2-й мировой войны
был изувечен, в конце 40-х превращён
в склад кондитерской фабрики,
а в середине 50-х обесчещен –
лишён креста на самом высоком шпиле.
1. Видение
Костёл Эльжбеты
обезглавленный,
забытый и отпетый,
обесславленный
глазницами ажурных окон сонно
глядит на наши лица – ждёт
поклонов...
Но в дань его Христу, его
печали
отпел орган и псалмы
отзвучали...
И слоем пудры пыль легла на
лица
святых, которым некому
молиться.
Но вот однажды ночью, в дождь
и темень
я тенью проскользнул к его
ступеням.
Тихонько постучался... Мне
открыли,
впустили и ни слова не
спросили....
Здесь сумрак тлел, свечами
опалённый,
тянулись лица к алтарю с
поклоном,
а им навстречу, тишину
нарушив,
лилась латынь, лаская душу.
Дубовые скамьи. Я стлался
между ними
коленопреклонён. И вдруг
услышал имя
своё в неведомом наречье. И
чьи-то руки
мне легли на плечи. И замерли
все звуки...
Я поднял голову и встретился с
глазами.
Я их узнал – при входе в
тёмном зале
они светились с высоты, из
поднебесья
старинной фрески, обликом
воскреснув.
2. Знамение
И голос прошептал (не на
латыни):
«Отныне, ты не с нами, и не с
ними,
кто здесь, кого собрал их Бог
или не Бог...
Ты выбери свою из множества
дорог,
которую бы чтил, лелеял и
берёг
и одолеть ещё при жизни
смог...»
Я вышел. Город просыпался.
Туман рассветный крыш касался.
А оглянулся – дверь закрыта
и пыль нетронуто лежит на
плитах
тех ступеней, по которым
мгновение назад ушёл я из
костёла.
С тех пор путём ошибок и
сомнений
иду я, не отбрасывая тени,
и вопреки рассудку и корысти
пишу свой облик сам, своею
кистью...
А позади всегда – костёл
Эльжбеты,
как перст судьбы, под облака
воздетый...
1972-2013 гг.