Страницы

СОН. Готическое знамение


         Посвящается львовскому привокзальному,
         для многих безымянному костёлу,
         который в годы 2-й мировой войны
         был изувечен, в конце 40-х превращён
         в склад  кондитерской фабрики,
         а в середине 50-х обесчещен –
         лишён креста на самом высоком шпиле. 

1. Видение

Костёл Эльжбеты обезглавленный,
забытый и отпетый, обесславленный
глазницами ажурных окон сонно
глядит на наши лица – ждёт поклонов...

Но в дань его Христу, его печали
отпел орган и псалмы отзвучали...
И слоем пудры пыль легла на лица
святых, которым некому молиться.

Но вот однажды ночью, в дождь и темень
я тенью проскользнул к его ступеням.
Тихонько постучался... Мне открыли,
впустили и ни слова не спросили....

Здесь сумрак тлел, свечами опалённый,
тянулись лица к алтарю с поклоном,
а им навстречу, тишину нарушив,
лилась латынь, лаская душу.

Дубовые скамьи. Я стлался между ними
коленопреклонён. И вдруг услышал имя
своё в неведомом наречье. И чьи-то руки
мне легли на плечи. И замерли все звуки...

Я поднял голову и встретился с глазами.
Я их узнал – при входе в тёмном зале
они светились с высоты, из поднебесья
старинной фрески, обликом воскреснув.


2. Знамение

И голос прошептал (не на латыни):
«Отныне, ты не с нами, и не с ними,
кто здесь, кого собрал их Бог или не Бог...
Ты выбери свою из множества дорог,
которую бы чтил, лелеял и берёг
и одолеть ещё при жизни смог...»

Я вышел. Город просыпался.
Туман рассветный крыш касался.
А оглянулся – дверь закрыта
и пыль нетронуто лежит на плитах
тех ступеней, по которым
мгновение назад ушёл я из костёла.

С тех пор путём ошибок и сомнений
иду я, не отбрасывая тени,
и вопреки рассудку и корысти
пишу свой облик сам, своею кистью...
А позади всегда – костёл Эльжбеты,
как перст судьбы, под облака воздетый...

                                                                  1972-2013 гг.